Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению? Этот вопрос волнует многих родителей будущих первоклассников. Часто взрослые считают, что самое главное – это научить ребенка читать, писать и считать до поступления в школу. Но, как показывает практика, это не гарантирует успешного обучения в школе. Наибольшие трудности при подготовке к школе испытывают дети с ограниченными возможностями здоровья, что обусловлено нарушениями психического развития, наличием отклонений в эмоциональном и личностном развитии.
Будущим первоклассникам

Уважаемые родители!
Что такое готовность ребенка к школе?
Задание для родителей.
Отметьте, что, на ваш взгляд, определяет психологическую готовность ребенка к школе?:
- мотивационная готовность (положительное отношение к школе и учению)
- волевая готовность (достаточно высокий уровень развития произвольности поведения)
- интеллектуальная готовность (наличие определенных умений, навыков, высокого уровня развития познавательных процессов)
- социальная готовность (сформированность качеств, которые обеспечивают установление взаимоотношений со взрослыми и сверстниками
- Другое (ваш ответ) __________________________________
Как определить уровень готовности ребенка
к обучению школе?
К моменту, как у ребенка наступит школьный возраст, у него должны быть сформированы:
- Личностно-мотивационная готовность. Она подразумевает, что ребенок хочет идти в школу не для того, чтобы играть, а для того, чтобы учиться; что у него есть потребность в расширении круга своего общения и включения в него будущих одноклассников и учителей; что у него сформирована адекватная самооценка, которую можно транслировать как «это я умею, а этого – не умею, но не становлюсь хуже от того, что пока не умею».
- Интеллектуальная готовность к школе означает сформированность у ребенка внимания, памяти, мышления и речи; некоторый запас знаний об окружающем мире и умений.
- Эмоционально-волевая готовность – это появление произвольности и регуляции, умение подчиняться правилам, выполнять требования, соблюдать нормы и контролировать себя самостоятельно, без помощи взрослого.
- Социальная готовность (сформированность качеств, которые обеспечивают установление взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, вхождение в жизнь класса, выполнение совместной деятельности с учителем и детьми).
Таким образом, психологическую готовность к школе можно определить как комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе.
Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?
Выделяют 4 уровня школьной готовности (от максимального до минимального)
- Высокий уровень
Когда можно говорить о том, что ребенок всецело готов к тому, чтобы пойти в первый класс? Когда у дошкольника: хорошее физическое развитие, он активен и бодр, не страдает хроническими заболеваниями; рука ребенка отлично подготовлена к письму; в общении ребенок демонстрирует широкий кругозор; его словарный запас составляет не менее 3000 слов, и он активно ими пользуется; он понимает, что такое переносный смысл слова. Он обладает определенным запасом педагогических умений - пытается читать, считать, знает цифры и счет. Это не обязательно для поступления в школу, но такое заинтересованное поведение тоже говорит о психологической готовности малыша к обучению. Еще очень важный момент – умение регулировать свое поведение, то есть понимать правила, подчиняться им и иногда делать даже то, что не очень хочется, но надо. Если ко всему этому ребенок устойчиво стремится пойти в школу, причем не ради новых знакомств и новых игр, а именно ради обретения новых знаний – все это говорит о высоком уровне готовности дошкольника к обучению. Первый класс ждет его!
- Средний уровень
Почти все то же самое отличает школьную зрелость среднего уровня. Но в данном случае у ребенка есть небольшие трудности (их можно определить, как локальные). Рука готова к письму, но мелкая моторика нуждается в улучшении. Словарный запас достаточно большой. Показательно, что ребенок, услышав от взрослого историю или сказку, способен вести диалог о прочитанном, отвечать на вопросы мамы или папы. Он также неплохо знает цифры и некоторые буквы, произвольно регулирует свое поведение и вполне способен решать учебные задачи. Но в этом ему небольшая помощь взрослых – без внешней стимуляции учиться ему скучно.
- Уровень ниже среднего
Самое главное – это то, что желание учиться в школе у такого ребенка весьма неустойчиво: сегодня он хочет играть, завтра горит желанием получать новые знания. У него не очень развитая речь, и это сразу заметно в общении. Но не только в разговорах важна речь: одна из функций речи – регулятивная. Малыш должен уметь сам себя «уговаривать» на выполнение задач – «Нет, я не пойду гулять, пока не допишу эту строчку красивым почерком». Поэтому неразвитая речь сказывается и логике, и на воле малыша. Можно часто заметить, что при выполнении заданий он «путается в показаниях»: не умеет устанавливать очевидные сходства или различия в понятиях, не всегда способен обобщать предметы по ключевому признаку. При этом физическое развитие обычно хорошее или удовлетворительное. Когда у ребенка уровень школьной готовности ниже среднего, взрослым приходится не только помогать, но и буквально «сидеть над душой», направляя ребенка шаг за шагом в выполнении его действий. Взрослым стоит понимать, что при таком уровне готовности учиться ребенку будет трудно. Если есть возможность, момент поступления в школу лучше отложить на год
- Низкий уровень
При хорошем или удовлетворительном физическом развитии у ребенка, который демонстрирует такой уровень готовности узкий кругозор, маленький словарный запас. Прочитанную сказку или рассказ он может пересказать только при активной помощи взрослого: без наводящих вопросов не обойтись. Отсутствует готовность руки к письму. Без помощи взрослого ему не под силу справляться с заданиями по возрасту, да и мотивация к учебе слабая. Такому ребенку имеет смысл на год задержаться в дошкольниках.
Нужно всегда помнить, что есть множество объективных причин, которые могут задержать школьную зрелость и затруднить приобщение ребенка к овладению школьными навыками. Если это – определенная незрелость корковых и регуляторных структур головного мозга, то лучше дать ребенку еще один год для того, чтобы он догнал своих сверстников. Этот год лучше посвятить не обучению, а развитию и социализации малыша. Для здоровья ребенка будет лучше, если он чуть-чуть не будет дотягивать по уровню знаний, зато будет здоров физически, с нормальным неврологическим статусом, обладающий выраженной эмоциональной зрелостью – и с ярко выраженным желанием пойти в школу и научиться тому, чего он пока не знает. Ведь трудности в учебе преодолимы, а вот сложная социальная адаптация в первом классе может плохо сказаться на всех последующих образовательных успехах ребенка.

Советы родителям первоклассников
- Выработайте у ребенка эмоционально-положительное отношение к школе. Поддержите в нем стремление стать школьником. Ваш собственный страх и тревоги легко считываются детьми и становятся значительным препятствием для их успешной адаптации. Ребенок должен искренне хотеть идти в школу.
- Расскажите ребенку о правилах, с которыми он встретиться в школе. О том, что такое урок, перемена, как готовиться к началу урока…Знание этих правил снизит тревогу, повысит уверенность ребенка в себе. Эти сведения можно сообщить в игровой форме (игра в школу, сказки о школе, например цикл сказок «Лесная школа»)
- За некоторое время до первого сентября составьте и соблюдайте режим дня, приближенный к уже школьному режиму, чтобы для ребенка не было стрессом внезапное резкое изменение времени пробуждений, засыпания и др.
- Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка очень важны для успешной адаптации ребенка к школе.
- Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю и специалистам.
- С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появляется еще один очень важный для него человек. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. Ваше собственное уважительное отношение к учителю станет самым лучшим примером для ребенка.
- Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать его многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Приём письменных заявлений в 1 класс
День недели | Время 1 | Время 2 |
---|---|---|
Понедельник | 8.30 | 16.00 |
Вторник | 8.30 | 16.00 |
Среда | 8.30 | 16.00 |
Четверг | 8.30 | 16.00 |
Пятница | 8.30 | 16.00 |

Зачисление в первый класс
и узнайте всю информацию